ИЛЬЯ БОНДАРЕНКО
Обращение к читателям

Здравствуйте, мои дорогие читатели.

Я начал практиковать в 1993 году, будучи старшекурсником МИФИ. Пришел я к этому постепенно, сублимируя из широкого круга интересов (психология, боевые искусства, учения Индии и Китая, христианство) потребность к действию по изменению себя.

Осенью 1996 года на меня обрушилось первичное просветление. Это был результат марафона по остановке внутреннего диалога. Я полностью погрузился в задачу остановить внутреннюю болтовню как в бодрствовании, так и во сне (контроль сновидений). Все остальные вопросы не интересовали меня. Было мучительно заставлять замолчать разговор в моей голове – споры с воображаемым начальством, диалоги с девушкой, в которую был влюблен, навязчивые песенки и пр.

Через пару месяцев я уже не надеялся получить какой-то результат. Прогресса не было. Внутренний диалог жил в моей собственной голове вопреки моей воле. Однако это было неприемлемо для меня. Я злился и наращивал свои усилия. Любую минуту я использовал для борьбы. Даже когда я куда-нибудь шел, я поджимал фаланги пальцев рук до боли, чтобы боль хотя бы на 2 секунды выдернула мое внимание из потока болтовни.

Сейчас я знаком с методами «безусильной медитации». Однако по-прежнему считаю, что каждому свое. Кому-то безусильная эффективнее, а кому-то силовая. Во мне было много природы насилия, я превратил это в преимущество, направив насилие против произвола самости.

Однажды совершенно неожиданно болтовня затихла, и огромная энергия взорвалась во мне. Все изменилось за мгновение.

Просветление принесло в мою жизнь огромную внутреннюю силу. Она давала возможность путешествовать по другим мирам – как параллельным нашей Вселенной, так и составляющим вертикальную агломерацию с нашим миром. Я мог формировать события окружающей реальности магическим образом, в том числе мог подчинять своей воле других существ, пробуждая в них те или иные желания и поступки. Воля стала некоторой непререкаемой объективностью этого мира.

Каждый день и каждую ночь я узнавал много нового об устройстве нашей Вселенной. Приобретенные сверхспособности увлекали обширностью инструментов познания, взаимодействиями с древними существами нашего мира и самыми немыслимыми существами в других мирах.

Однако по прошествии нескольких лет я начал догадываться, что познать внешний мир невозможно. Столь велико его разнообразие. Мои знания ширились в нарастающей прогрессии, но не углублялись. Проще говоря, нет никакой разницы, знаю я тысячу различных классов существ или две тысячи. Количество не переходило в качество. Например, в понимание природы восприятия, природы сознания. В чем состоит источник сознания? Как оно оказалось внутри существ? Почему есть миры, из которых время воспринимается, как слайды в кассете, а вовсе не так, как у нас на Земле, которая является одним из таких слайдов. Почему так устроено?

Исследование внешнего мира рождало все больше вопросов, но не давало ответов. Так я обнаружил, что сверхспособности дарили иллюзию пути и незаметно подменили собой практику. Они сместили вектор моего внимания с внутреннего пространства на внешние явления. Из такого положения вещей не рождалось духовного продвижения.

Мне пришлось оставить сверхспособности в стороне и снова сесть за парту изучения своего «я». Открытия, которые меня ждали на этом пути, оказались куда глобальнее путешествий по закоулкам множественных Вселенных. Двигаясь внутрь себя, я нашел все ответы, нашел окно в первопричинное Понимание отсутствия самобытия всяких явлений и ответ на самый последний вопрос – что есть наше сознание, которым мы воспринимаем мир. Поиски вовне не могли привести к этому Пониманию. Познание своего «я» – это короткий и единственно верный путь.


На что было похоже состояние первичного просветления?

Для меня оно больше всего похоже на состояние ребенка, который впервые попал в аквапарк. Его внимание захватывается окружающими чудесами и невиданными развлечениями. Каждая следующая горка выше и опасней предыдущей. Ребенок растворяется в потоке удивительных впечатлений и на каком-то этапе теряет чувство реальности. Точно так же магические способности уводят сознание практикующего от прагматичного наблюдения своего «я».

Вам, наверное, странно будет услышать, что настоящая практика больше похожа на бухгалтерию, чем на аквапарк? Я понимаю, насколько это звучит скучно. Это может отпугнуть воодушевленного читателя, рассчитывающего на фееричные эффекты от духовных побед. Но пусть он лучше отпугнется на этом этапе нашего знакомства. Практика – это кропотливая работа над своим «я», а не мечты о чудесах.

Конечно, чудеса случаются, они бывают сильны и прекрасны. Но они появляются как побочные эффекты упорной работы над собой, а не как самоцель. Я знал многих, кто гнался за чудесами, но никто из них не был готов платить ту цену, которую платит практикующий маг за освобождение своего сознания. Эта цена – трансформация, перерождение нашего «я». И говоря «перерождение», я имею в виду прежде всего умирание прежнего «я».

Обычно люди представляют себе это иначе, они подразумевают, что чудеса появятся у их текущего «я», без отречений от прежнего существования. Как апгрейд, как дополнение к тому, что есть сейчас. Конечно, они не понимают, как может умереть их «я», ведь такого нет в их жизненном опыте.

Но так не бывает. Чудеса появляются не как добавка к существующему сознанию, они возникают на месте того, что мы теряем в процессе практики. А теряем мы то, что ограничивает наше сознание. Фактически духовная практика – это путь потерь, а не приобретений. Мы теряем лишнее. А приобретаем лишь то, что всегда было подлинно нашим. То есть это не приобретения, а поэтапное вспоминание, кто мы есть на самом деле. И так до самого последнего предела.

Однако нам страшно терять наши ограничения, ведь они делают нашу жизнь стабильной. Да, часто эта стабильность носит дискомфортный характер, но потеря определенности страшит куда больше. Поэтому мы подсознательно держимся за иллюзии нашего «я», как улитка за раковину. Нам кажется, что наше ложное «я» — это и есть мы сами, наша суть. Что останется от нас, если мы потеряем ограничения сознания? Каково наше «я» без представлений о себе, самоописания, нашей личной истории, привязанностей, убеждений и желаний? Когда начинаешь избавляться от всего этого, приходит страх, что ничего не останется. Такая неизвестность ассоциируется со смертью. Те, кто гонятся за чудесами, не готовы платить эту цену. Им кажется, что сиддхи – это когда ты становишься одним из героев кинофильма Marvel. Но когда узнают, что цена билета на этот сеанс – их смерть, интерес к попкорну быстро улетучивается.

Другое дело, когда вы практикуете из-за того, что не можете не практиковать. Ничто в этой жизни вам не нужно настолько, как духовное совершенствование. Все остальное – бессмысленно или второстепенно. Для таких людей довольно часто практика дороже жизни. Поскольку для них жить без практики – это то же, что и не жить вовсе. Этим пониманием они и покупают билет на сеанс от Marvel.

Когда же путник обретает чудеса, они захватывают его внимание. Так начинается следующая стадия духовного взросления. Мы склонны придавать чудесам слишком большое значение. Нам кажется, что в них есть какой-то смысл, что они куда-то нас приведут. Мы покидаем уютную раковину нашего прежнего «я» и оказываемся внутри калейдоскопа размером со Вселенную. Как тут не потерять голову?

Трудно найти причину отвернуться от этого великолепия и снова взяться за бухгалтерию своего сознания. Трудно вернуться к рутинному наблюдению своего «я». Чтобы перейти на следующий этап, как обычно, требуется отречение от очередных иллюзий – иллюзий воли и магической силы. Те, кто не могут отказаться от этого, надолго уходят блуждать по боковым ветвям духовного пути. Я встречал десятки таких существ, которые когда-то были практикующими магическими воинами и достигали значительных высот в контроле над личной силой. Пожалуй, какие-то из них были сильнее и осознаннее меня, но что толку? Все они признавали ошибочность своего выбора, который сделали тысячелетия назад, когда имели человеческие тела. После смерти они оказались в ловушке своего неорганического тела в разного рода вариациях.

Мир многогранен, но прост. Истинное видение – это простое видение. Самое высокое из восприятий, касающееся природы мирового сознания, настолько простое, что его невозможно выразить в словах. На ум приходят лишь ассоциации чего-то круглого, завершенного, всеобъемлющего, но однотонного, без обертонов и сибилянтов. Например, из букв ближе всего буква «о». Из изображений – круг, охватывающий пространство и символизирующий замкнутость на себя. Таким я вижу мир, некогда казавшимся «Вселенским калейдоскопом». Но калейдоскоп я тоже вижу одновременно, просто теперь я понимаю, что это не последнее видение.

Зримое разнообразие – это лишь ракурс восприятия. Это иллюзии, в которые погружено сознание. Можно сказать, что разнообразие создается заблуждениями восприятия. При этом иллюзии не есть что-то несуществующее. Они существуют все одновременно. Однако иллюзии зависят от ракурса восприятия или, как говорил Кастанеда, точки сборки. В то время как истина не обладает свойством изменчивости.

Чем выше понимание практикующего, чем чище его сознание, тем его мышление обширнее, но проще. Он способен видеть многие взаимосвязи явлений, но это не рождает сложного понимания. Значимость «чудесного описания» также сводится на нет.

Когда я вернулся к практике самонаблюдения, то обнаружил, что сверхспособности исподтишка укрепили мой тонкий эгоцентризм, которой я не мог видеть в погоне за внешними открытиями. Ложное понимание моего пути привело к циничному отношению к людям, к непониманию, кто такие люди. Развился узкий взгляд на причину сознания, проявленного в существах.

Я утратил критическое отношение к себе – прагматической основы пути к истине.

Цель духовной практики

В результате просветления описание прежнего мира останавливается, вернее даже в результате многократной произвольной остановки оно разрушается. Описание поддерживает иллюзию реальности. Человек уже и не помнит себя, каким он был без описания. Оно создает знакомые рамки мира и формирует рамки самого человека в этом мире. Но как оказалось, свобода от грубых рамок, свобода от запрограммированного поведения – это еще не свобода от глупости. Первичное просветление – это и шанс, и искушение.

Это шанс потому, что человек начинает видеть себя как путь. Не рассуждать об этом, а видеть прямо. И это искушение, поскольку слишком много возможностей предстает перед неокрепшим взором практикующего.

Подлинная цель любой духовной практики – это поэтапное приведение сознания к первоначальному виду (для тех же, кто считает, что такого вида не может быть, я могу лишь сказать, что мысль о том, что вы обладаете самым верным знанием о природе бытия, выдает вашу незрелость как практикующего, старайтесь не допускать убежденности, что вы знаете, как на самом деле все устроено, поскольку это будет ограничивать вашу восприимчивость к истине), то есть тотальное очищение сознания от всего, что им не является.

Для тотального освобождения сознания требуется полное отречение (отказ) от любых элементов этого мира – как «плохих», так и «хороших». Это отречение от памяти о прошлом и от надежд на будущее, отречение от наших собственных праведностей и греховностей, отречение от вины и обвинений, от отвращения и привязанностей, от знаний о мире, ибо они всегда неверные, а позже даже от стремления к освобождению, поскольку даже такое стремление содержит изъян, который не соответствует абсолютной чистоте, а значит делает наше восприятие тенденциозным, а значит закрывает от нас истину (на высоком этапе познания).

Я знаю, что трудно это принять, но мир страстей может покинуть только чистое восприятие, легкое и невесомое, как солнечный зайчик, не имеющий самосущности. По своей истиной природе каждый из нас уже является таким солнечным зайчиком. Остается лишь успеть привести наше понимание к этому виду в течение жизни, поэтапно развенчивая иллюзии своего «я» слой за слоем, пока от нашего «я» ничего не останется. Возможно, кроме солнечного зайчика.

Обычный человек живет в неконтролируемых эмоциях и машинальных поступках, он расходует свое сознание и жизнь на внешние факторы. Маг-воин обладает гораздо большим контролем и высокой осознанностью, однако если он сфокусирован на окружающем мире, например, на изучении внешних явлений или на волевом влиянии, то он точно так же расходует свою жизненную силу вовне. В результате и обычный человек, и маг занимаются реализацией скрытых неудовлетворенностей. Только у мага они закопаны чуть глубже. И они оба движутся навстречу иллюзиям, воспринимая их как твердую реальность.

Возможно, кто-то подумает: «Нет, не может быть. Очевидно, что обладать сверхспособностями – это очень хорошо для меня». Но кто этот «я», для которого что-то хорошо или плохо? Что в нас является источником этой оценки или желания? Вряд ли это «чистое сознание», достигшее полной целостности и освобождения. Тогда что? Возможно, это голос принадлежит чему-то, что подлежит удалению из сознания? Так стоит ли прислушиваться к тому, что не является нашим истинным «я»? Куда может звать нас чужеродный мусор посредствам желаний? Вряд ли он будет прокладывает нам дорогу к свободе от него.

Практика вовнутрь

Любое самоописание останавливает путника в одном из реальных миров Самсары (Мира Страстей). Культивирование хороших поступков или построение своего «я» в магическом мире останавливают путника в одном из более легких и светлых слоев Самсары. Хорошо это или плохо? Каждому свое. Но мы, люди, способны на большее – мы способны на обретение полной свободы.

Смерть человека с пронзительным контрастом показывает ему это – свобода искусственной добродетели, свобода накопления магических сил, свобода прозрения при закрытом сердце, – все это оказывается мнимой свободой. За такой свободой стоят оковы порабощения сознания иллюзиями ложного «я». В таких оковах сознание не в состоянии покинуть Самсару. После смерти тела сознание таких людей обретает новые технические формы – сосуды, вмещающие сознание. Так продолжается череда перерождений в различных мирах.

Настоящая практика всегда направлена вовнутрь. Все ответы – в глубине нашего существа. Правильная практика развивает способность распознавать внутреннюю ложь, внутренний самообман, нашу непроизвольную самопрезентацию, а также внутренние источники наших желаний, настроений, мыслей, поступков и эмоций. Объектом правильной практики является внутреннее психическое пространство практикующего.

Если делание добрых дел разрушает нашу самопрезентацию – это практика. Если делание добрых дел укрепляет нашу самопрезентацию (например, самопрезентацию доброго человека) – это антипрактика. Отличить одно от другого можно только через обретение навыков самонаблюдения, через пристальное рассмотрение той части внутри нас, которая является источником того или иного поступка. Откуда в нас эта часть? Была ли она с нами всегда? Останется ли она с нами и после смерти? Это тот круг вопросов, на которые практикующий находит ответы внутри себя. И в этом процессе он освобождается от своих внутренних манипуляторов сознания.

Что касается меня, то я вернулся к образу жизни «обычного человека» и прожил так еще 14 лет, прежде чем основал Академию медитации и начал преподавать.

Что я делал все эти годы? Я женился. Моей жене пришлось стать соратницей по духовной практике. Те, кто ее знают лично, согласятся со мной, что она совершенно неземной человек. Это результат огромного труда и неминуемой боли от потерь частей своего ложного «я».

Также у меня родились два сына. У них есть все шансы вырасти хорошими людьми. Что будет с их духовной ориентацией? Это они будут решать без моего участия. Моя задача – создать фундамент их психики. В меру прочным и в меру противоречивым, поскольку равновесие не рождает движения.

Я работал на обычной работе, добиваясь безупречного результата в делах, это положительно сказывалось на моем социальном статусе. Я вошел в верхние эшелоны среднего класса (по западным меркам), работал в международных голубых фишках.

Конечно, я практиковал каждую минуту своей жизни, работал над собой. С начала нулевых никогда не использовал магические возможности для решения жизненных ситуаций. До конца 90-х мне все еще казалось, что если чуток подправить «как надо», то все участники только выиграют, особенно я. Детальное наблюдение за последствиями подобных «вторжений» в событийные цепочки, а также анализ глубинных причин, по которым я их совершал, как раз и выявили пагубное влияние неограниченной власти. Дискомфортные события всегда указывают на наши внутренние диссонансы. Это подарок для практикующего, а не наказание. Однажды я наложил запрет на использование моей личной силы для фокусировки вовне и никогда больше не переступал этой черты.

Через фокусировку на событиях, которые причиняли мне дискомфорт, я увидел, как я сам же и формировал их прошлыми неаккуратными поступками. Каждый поступок, уходя во внешний мир, порождал цепочку событий, которая всегда возвращалась ко мне в виде неприятностей.

Когда таких цепочек вокруг человека не очень много, то они довольно быстро возвращаются обратно. Тогда можно легко отследить событийный трек. У меня на тот момент возврат занимал три дня. Это сравнительно немного.

Когда же событий, отправленных во внешний мир, десятки или сотни тысяч, они как бы толпятся в очереди на посадку к их создателю. Поэтому возвращение может длиться годы, многие цепочки не успевают вернуться в течение жизни и переносятся на следующую реинкарнацию. Зачастую человек порождает больше цепочек в единицу времени, чем может принять их обратно. В таком случае они накапливаются прогрессивно, демонстрируя тупиковость текущей формы существования. Тогда срабатывает особый защитный механизм, гарантирующий выход из тупика – во время реинкарнации незамкнутые цепочки событий сублимируются в «самскары» – физические ограничения тела и энергетики. Вплоть до того, что новое тело может принять лишь форму животного или хуже.

Люди не видят, что неприятное событие в их жизни – это лишь возвращение цепочки к ее создателю. Часто на неприятное событие они отвечают скверным поступком, чтобы, по их мнению, выровнять баланс справедливости. Они не понимают, что неприятное событие как раз и являлось восстановлением баланса. Отвечая скверным поступком, они отправляют в мир новую цепочку, а то и две, отдаляя себя от освобождения.

Так выяснилось, что никакой частной справедливости нет. А закон кармы – есть. Поэтому, когда с нами поступают плохо, то это не может быть поводом выравнивать «мировую справедливость». Это повод «подставить другую щеку», как говорил один радикал с Востока. Чтобы двигаться к чистоте сознания. В этом движении есть хоть какой-то смысл (на определенном этапе понимания), иное же вообще бессмысленно.

Все ведь просто. Почему с нами случаются именно эти события? Почему мы думаем, что достойны другого? Если бы я был другим, то и события в моей жизни были бы другие. Меня бы окружали другие люди. Ведь других людей окружают другие люди. У них другие события. В чем разница? Разница – в нашем «я».

Если бы я был трудовым мигрантом из Средней Азии, то у меня были бы веселые друзья. Но у меня нет веселых друзей. Почему? Именно потому, что я не трудовой мигрант из Средней Азии. Я никто другой, кроме как тот, кто «я». Хочешь перемен? Измени свое «я», чтобы оно больше не входило в текущую ячейку миропорядка. Тогда события и окружающие люди изменятся. И если менять свое «я» за счет очищения сознания, то перемены будут к лучшему.

Бессмысленно «подправлять» внешнюю реальность, если ее первопричина внутри.

Практиковать – для меня это означает распознавать иллюзии собственного «я». Их много, и они очень разнообразны. Одна из коварнейших иллюзий для практикующего – ощущение превосходства над людьми, любование собственной душевной чистотой или пребывание в состоянии «просветленности». Здесь кроются большие возможности для произрастания самых извращенных форм эгоцентризма (гордыни) –хитрого врага, способного принимать сколь угодно тонкие формы.

Чем чище мы становимся, тем меньше мы ощущаем свою просветленность. А чувство превосходства замещается состраданием к заблуждающимся.

Затворничество

Сейчас я говорю на лекциях, что духовное развитие не антагонистично социальной реализации. Для сильных практикующих они будут дополнять друг друга. Ведь ничто другое так не испытывает наши достижения в духовной практике, как жизнь «обычного человека» – ежедневное взаимодействие с людьми, которые даже не подозревают о существовании духовных практик. И тот достигает подлинного освобождения от власти Мира Страстей, кто становится недосягаем для страстей, находясь в их мире.

Требуется большая внутренняя сила и чистота, чтобы оставаться открытым, доброжелательным, но твердым и беспристрастным во всех обстоятельствах, предложенных миром. Трудно не терять состояние внутреннего баланса, самонаблюдения и внутренней улыбки в гуще взаимодействий, например, на работе, где задачи, дедлайны, прессинг в непрерывном потоке со всех сторон. Нелегкая задача – прощать людей еще до того, как они сделали нехороший поступок. Нелегкая задача не трепетать перед начальством и не срываться на подчиненных, сохранять достоинство и развивать благородство, когда окружающие играют в другую игру.

Мир Страстей столь многообразен, что всегда найдет в своем репертуаре что-нибудь такое, чтобы выявить на дне нашего «чистого сосуда» очередную чернильную каракатицу… Значит, уходить из социума не всегда соответствует целям практики.

Тем не менее, частичное затворничество время от времени очень полезно для укрепления духа. Каждый, кто регулярно ездит на ретриты, знает об этом.

Как я пришел к преподаванию духовного знания

Когда мне было 36-38 лет, моя практика начала упираться в нечто новое – как выяснилось позже, в некоторый общий закон о дхармическом долге, который выражается в потребности передать свое понимание. Нарастало чувство, что я упускаю нечто важное, и вот-вот шагну «мимо лодки». Совершенно неожиданно для меня эта потребность воплотилась в возможность провести мой первый Семинар. Я оставил достигнутое социальное положение, карьеру в международном бизнесе, и в 2010 году основал Академию медитации, чтобы помогать практикующим в духовном становлении.

Были ли у меня сомнения? Конечно. Ведь вся эта деятельность – мягко говоря, совсем не то, как я себе представлял свою жизнь. Мне пришлось выходить к людям и говорить с ними о самом сокровенном, о своей практике, быть в центре их внимания, чувствовать их мнения и оценку, скептицизм, суждения обо мне как о шарлатане, который имеет какие-то корыстные цели. В этой ментальной какофонии еще как-то нужно воодушевлять на практику и выстраивать процесс обучения ради их освобождения.

Находиться в фокусе внимания людей для меня представляет сложность до сих пор. Я не тот, кто получает удовольствие от публичности. Но надо отдать должное тем практикующим, которые за долгие годы нашей совместной практики перестали вырабатывать к моей персоне какое-либо отношение. Десятки людей теперь могут просто находиться рядом, воспринимать, переживать и радоваться со мной, без вынесения суждений и мнений, без генерации нелепых подозрений. Такая среда уже не настолько сковывает меня, в ней я могу действовать более эффективно и прецизионно.

В чем еще состояли мои сомнения? Мне пришлось отказаться от состоявшейся карьеры в менеджменте в компаниях Fortune500 и всех социальных бенефитов, которые прилагаются к должностям такого уровня. Имея семью на содержании, я вышел в «открытое море» заранее убыточного «бизнеса». А вдруг потребность преподавать – это ловушка? Вся жизнь – это обучение распознавать подобные ловушки нашего самообмана. Утратить социальный статус очень просто, а вернуть его через несколько лет уже не получится. Через год после основания Академии мне поступили предложения сразу из двух департаментов с прежнего места работы. Но я отказался, тем самым купив себе билет в один конец.

На меня иногда обижаются, поскольку я недостаточно уважаю чьи-то чувства, не признаю чьей-то уникальности, не соответствую чьим-то представлениям о том, как я должен привечать эго очередного ученика. Ничего не поделаешь, каждому свое. В занятиях нашей Академии больше нуждается тот, кто уже насладился своей уникальностью, понял преходящую природу своих чувств и заслуг. Именно ради таких людей я работаю.

Поэтому, если вы ищете выход из вашего «я», из автоматического мышления, которое руководит вашими мыслями и эмоциями, если вы хотите проникнуть за пределы своих ограничений и обрести свободное восприятие трепетного мира – мы можем попробовать это сделать вместе. Для этого у нас есть все, что нужно. Прямо сейчас.